Территориальная демократия
Странно, что многим людям приходится объяснять
прописную истину:
нет и не может быть рецепта счастья, пригодного для всех. Один и
тот же образ одному человеку может представляться и завидным а
другому - невыносимым.
Например, кто-то мечтает о тихом семейном
счастье с одной единственной любимой женой. Другому же брак
кажется тюрьмой. Его вполне устраивает жизнь гуляки. И понять
этим двоим друг друга бывает трудно.
Кто-то - домосед. Кто-то любит путешествовать.
Дома ему скучно.
Кто-то находит высшее счастье в религии. А
кто-то атеист.
Кто-то любит собак, кто-то кошек.
Но даже если два человека воспринимают одно и то
же с одинаковым знаком ("+" или "-"), это ещё не означает, что
они воспринимают это совершенно одинаково. То, что для одного
цель и радость всей жизни, для другого может быть приятной
безделицей: лучше, когда есть, но и без неё обойтись можно
прекрасно. То что для одного просто неприятность, для другого -
катастрофа.
Глупее всего в такой ситуации возмущаться и
требовать от собеседника любить или не любить что-то. Если
исполнение желаний человека не причинит зла другим людям, то он
имеет право попытаться свои желания осуществить. А уж тем
более, имеет право желать. Почти так же глупо не верить
человеку, когда он говорит, что хочет и любит одно и не хочет,
не любит другого. "Врёшь! Ты не любишь Пикассо! Как его можно
любить? Это ты говоришь, чтобы меня позлить!"
Итак, люди хотят разного. И желания одних часто
приходят в противоречие с желаниями других. Как же разрешить эти
противоречия? Есть хорошая формула: права одних кончаются там,
где начинаются права других. Или более образно: право одних
размахивать руками кончается там, где начинаются носы других.
Всё это верно, но не так просто, как кажется. Не так легко
определить, где кончаются права одних и начинаются права других.
Например любой человек имеет право слушать музыку, верно? И
спать ночью (и днём тоже) имеет. А если один хочет слушать
музыку, а другой - спать и эти двое соседи? В этом случае их
естественные права приходят в противоречие. Осуществление прав
одного неминуемо приведёт к ущемлению прав другого.
В чём задача общества?
Сделать так, чтобы каждый человек мог
максимально удовлетворить свои желания, при этом, минимально
помешав другим людям в осуществлении их желаний. Короче, задача
общества искать компромиссы.
Нам известны общества(государства), не очень-то
старавшиеся такие компромиссы найти и строившие благополучие
одних на несчастьях, а то и смерти других, например, фашистская
Германия. Такие общества всегда плохо кончают. Но если общество
(государство) хочет существовать долго и пользоваться уважением
как у своих членов (граждан), так и в мире, оно просто обязано
искать компромисы.
Как быть в случае с двумя соседями? Допустим,
установили время, до которого можно шуметь в квартире. 23 ч. До
23.00 второй сосед должен потерпеть. А после 23 - первый. В
результате - терпят оба.
При демократическом правлении в стране, в
идеале, всё должно решать мнение большинства. При учёте
интересов меньшинства. В результате вырабатывается компромис, от
которого страдают обе стороны.
Можно разделить людей разных интересов во
времени, а можно и в пространстве. Никто не станет требовать
тишины на дискотеке или на стадионе. Совершенно правильно, что
во многих общественных местах запрещено курить. Зато в курилке -
сколько угодно. Для тех, кто предпочитает загорать безь
купального кгостюма, существуют нудистские пляжи. И если
моралист заявится на такой пляж и начнёт возумщаться: "Как вам
не стыдно!", ему вполне резонно посоветуют идти на НЕнудистский
пляж.
Во многих отношениях такое разделение
предпочтительнее. Ну, представьте себе, что в каком-то
учреждении, которое работает с 9 до 18 разрешили бы курить
везде, но только до 14 часов. До 14.00 всем некурящим
сотрудникам пришлось бы давиться сигаретным дымом. А после 14.00
всем курящим пришлось бы терпеть никотиновый голод.
А раз так, возможно, имеет смысл вместо того,
чтобы принимать компромиссные законы, от которых неудобно всем,
постараться расселить людей в соответствии с их взглядами и
предпочтениями?
В любом городе, стране, мире люди расселены
случайно. Мы едем навестить родственников или друзей в другой
конец города, а то и в другой город, а то и в другую страну. В
то же время человек, живущий рядом с нами может быть нам
безразличен или неприятен. Как было бы хорошо, если бы нашми
соседями были наши друзья и родные, а тот, противный, жил бы на
другом конце света с теми, кто приятен ему.
О, да, в полной мере эта мера осуществлена быть
не может. Люди настолько разные, что пришлось бы создавать свой
город и свою страну для каждого человека. Но возможно стоит
попытаться поселить поблизости людей с близкими взглядами, хотя
бы, на принципиальные вопросы? Представьте себе, что
представители разных партий вместо того, чтобы спорить в
парламенте, строят жизнь по своему разумению и каждый на своей
территории.
Когда на какой-то территории возникало
государство, то его жителями становились люди, жившие на данной
территории. Да, кого-то изгоняли, кого-то истребляли, кто-то
уходил сам или, наоборот, стремился туда. Но основной принцип
оставался тот же. Даже население государств, создававшихся за
счёт иммигранов формировалось совершенно стихийно.
Если в какой-то стране менялся
общественно-политический строй, жить при этом строе приходилось
всем её гражданам. Или эмигрировать. Или погибнуть. Или пытаться
со строем бороться. Франция до и после Великой революции была
населена, в основном, теми же людьми. Царская Россия до 1917,
Россия Львова и Керенского и РСФСР были населены одними и теми
же людьми. До революции часть россиян была вынуждена жить при
ненавистных царе, помещиках и капиталистов, после революции
часть россиян были вынуждены жить при ненавистных советах. Если
человек родился в России, то, скорее всего, ему приходилось жить
при социализме, желал он того или нет. Если человек родился,
скажем, в Америке, ему приходилось жить при капитализме, даже
если ему этого совершенно не хотелось.
После 1991, когда Россия круто повернула к
капитализму все её жители вынуждены жить при новом порядке. Даже
те, которых это не устраивает. Формально всё правильно:
демократия. Но людям-то плохо. Причём, победители от такого
положения вещей страдают тоже. Коммунисты и сочувствующие им
всячески тормозят рыночные реформы. Демократия, опять таки!
Приходится искать компромисс. Приходится в какой-то степени
учитывать интересы старушек, выходящих на улицу под красными
транспорантами, которые не желают радоваться грандиозным
преобразованиям а требуют хлеба, причём немедленно.
И это не даёт провести реформы так, как хотелось
бы их зачинателям.
Может быть имеет смысл устроить узаконенный
развод? Где-то будут жить сторонники рыночной экономики и
свободы предпринимательства, в где-то сторонники плановой
экономики и социализма. И никто никому не будет мешать. |