партия

Ло пата

 Демократия, но без голода,

Социализм, но без тоталитаризма,

Интернационализм и без всяких оговорок
 

На главную страницу  Манифест  Наши политические взгляды  Республика   Форум   Гостевая книга     Наши друзья   Наши ссылки Каталог каталогов  Пишите нам  Антиклерикальный союз

Территориальная демократия

Странно, что многим людям приходится объяснять прописную истину: нет и не может быть рецепта счастья, пригодного для всех. Один и тот же образ одному человеку может представляться и завидным а другому - невыносимым.

Например, кто-то мечтает о тихом семейном счастье с одной единственной любимой женой. Другому же брак кажется тюрьмой. Его вполне устраивает жизнь гуляки. И понять этим двоим друг друга бывает трудно.

Кто-то - домосед. Кто-то любит путешествовать. Дома ему скучно.

Кто-то находит высшее счастье в религии. А кто-то атеист.

Кто-то любит собак, кто-то кошек.

Но даже если два человека воспринимают одно и то же с одинаковым знаком ("+" или "-"), это ещё не означает, что они воспринимают это совершенно одинаково. То, что для одного цель и радость всей жизни, для другого может быть приятной безделицей: лучше, когда есть, но и без неё обойтись можно прекрасно. То что для одного просто неприятность, для другого - катастрофа.

Глупее всего в такой ситуации возмущаться и требовать от собеседника любить или не любить что-то. Если исполнение желаний человека не причинит зла другим людям, то он имеет право попытаться  свои желания осуществить. А уж тем более, имеет право желать. Почти так же глупо не верить человеку, когда он говорит, что хочет и любит одно и не хочет, не любит другого. "Врёшь! Ты не любишь Пикассо! Как его можно любить? Это ты говоришь, чтобы меня позлить!"

Итак, люди хотят разного. И желания одних часто приходят в противоречие с желаниями других. Как же разрешить эти противоречия? Есть хорошая формула: права одних кончаются там, где начинаются права других. Или более образно: право одних размахивать руками кончается там, где начинаются носы других. Всё это верно, но не так просто, как кажется. Не так легко определить, где кончаются права одних и начинаются права других. Например любой человек имеет право слушать музыку, верно? И спать ночью (и днём тоже) имеет. А если один хочет слушать музыку, а другой - спать и эти двое соседи? В этом случае их естественные права приходят в противоречие. Осуществление прав одного неминуемо приведёт к ущемлению прав другого.

В чём задача общества?

Сделать так, чтобы каждый человек мог максимально удовлетворить свои желания, при этом, минимально помешав другим людям в осуществлении их желаний. Короче, задача общества искать компромиссы.

Нам известны общества(государства), не очень-то старавшиеся такие компромиссы найти и строившие благополучие одних на несчастьях, а то и смерти других, например, фашистская Германия. Такие общества всегда плохо кончают. Но если общество (государство) хочет существовать долго и пользоваться уважением как у своих членов (граждан), так и в мире, оно просто обязано искать компромисы.

Как быть в случае с двумя соседями? Допустим, установили время, до которого можно шуметь в квартире. 23 ч. До 23.00  второй сосед должен потерпеть. А после 23 - первый. В результате - терпят оба.

При демократическом правлении в стране, в идеале, всё должно решать мнение большинства. При учёте интересов меньшинства. В результате вырабатывается компромис, от которого страдают обе стороны.

Можно разделить людей разных интересов  во времени, а можно и в пространстве. Никто не станет требовать тишины на дискотеке или на стадионе. Совершенно правильно, что во многих общественных местах запрещено курить. Зато в курилке - сколько угодно. Для тех, кто предпочитает загорать безь купального кгостюма, существуют нудистские пляжи. И если моралист заявится на такой пляж и начнёт возумщаться: "Как вам не стыдно!", ему вполне резонно посоветуют идти на НЕнудистский пляж.

Во многих отношениях такое разделение предпочтительнее. Ну, представьте себе, что в каком-то учреждении, которое работает с 9 до 18 разрешили бы курить везде, но только до 14 часов. До 14.00 всем некурящим сотрудникам пришлось бы давиться сигаретным дымом. А после 14.00 всем курящим пришлось бы терпеть никотиновый голод.

А раз так, возможно, имеет смысл вместо того, чтобы принимать компромиссные законы, от которых неудобно всем, постараться расселить людей в соответствии с их взглядами и предпочтениями?

В любом городе, стране, мире люди расселены случайно. Мы едем навестить родственников или друзей в другой конец города, а то и в другой город, а то и в другую страну. В то же время человек, живущий рядом с нами может быть нам безразличен или неприятен. Как было бы хорошо, если бы нашми соседями были наши друзья и родные, а тот, противный, жил бы на другом конце света с теми, кто приятен ему.

О, да, в полной мере эта мера осуществлена быть не может. Люди настолько разные, что пришлось бы создавать свой город и свою страну для каждого человека. Но возможно стоит попытаться поселить поблизости людей с близкими взглядами, хотя бы, на принципиальные вопросы? Представьте себе, что представители разных партий вместо того, чтобы спорить в парламенте, строят жизнь по своему разумению и каждый на своей территории.

Когда на какой-то территории возникало государство, то его жителями становились люди, жившие на данной территории. Да, кого-то изгоняли, кого-то истребляли, кто-то уходил сам или, наоборот, стремился туда. Но основной принцип оставался тот же. Даже население государств, создававшихся за счёт иммигранов формировалось совершенно стихийно.

Если в какой-то стране менялся общественно-политический строй, жить при этом строе приходилось всем её гражданам. Или эмигрировать. Или погибнуть. Или пытаться со строем бороться. Франция до и после Великой революции была населена, в основном, теми же людьми. Царская Россия до 1917, Россия Львова и Керенского и РСФСР были населены одними и теми же людьми. До революции часть россиян была вынуждена жить при ненавистных  царе, помещиках и капиталистов, после революции часть россиян были вынуждены жить при ненавистных советах. Если человек родился в России, то, скорее всего, ему приходилось жить при социализме, желал он того или нет. Если человек родился, скажем, в Америке, ему приходилось жить при капитализме, даже если ему этого совершенно не хотелось.

После 1991, когда Россия круто повернула к капитализму все её жители вынуждены жить при новом порядке. Даже те, которых это не устраивает. Формально всё правильно: демократия. Но людям-то плохо. Причём, победители от такого положения вещей страдают тоже. Коммунисты и сочувствующие им всячески тормозят рыночные реформы. Демократия, опять таки! Приходится искать компромисс. Приходится в какой-то степени учитывать интересы старушек, выходящих на улицу под красными транспорантами, которые не желают радоваться грандиозным преобразованиям а требуют хлеба, причём немедленно. И это не даёт провести реформы так, как хотелось бы их зачинателям.

Может быть имеет смысл устроить узаконенный развод? Где-то будут жить сторонники рыночной экономики и свободы предпринимательства, в где-то сторонники плановой экономики и социализма. И никто никому не будет мешать.

 

SpyLOG